Диктанты и после ц в корне. Буквы ы и и после ц. Объяснительный, предупредительный диктант

Жёваный, решётка, желоб, жёлудь, щёголь, шёпот, тяжёлый, жёлтый, дешёвый, жёсткий, чёрствый, причёска, чёрточка, чёрный, шёлк, чёлн, чёртик, учёба, зачёт, щётка, пчёлка, печёнка, счёт, пощёчина, щёлка, чёлка, кошёлка, крыжовник, обжора, трущоба, боржоми, жокей, жёлчь, жёсткий, зачёс, капюшон, мажорный, защёлка, молодожёны, нашёптывать, никчемный, пережёвывать, пшённый, пчёлы, прожорливый, расчёска, расчёт, шов, чопорный, учёба, шовинизм, учёт, шоковый, шоколад, шоры, шорох, шок, чёсаный, чечётка, шорты, шотландец, шовинизм, чёткий, пончо, харчо, шотландец, щёлочь, изжога, печёнка, тушёнка, решётка, трещотка, шоссе, чокаться, шёл, цоколь, цокот, герцог, палаццо, скерцо, меццо-сопрано.

Жёсткий диван, искусственный шёлк, мельничный жёрнов, утлый чёлн, лесная трущоба, чугунная решётка, крепкая бечёвка, купить по дешёвке, чопорный человек, спелый крыжовник, крепкая бечёвка, тяжёлый ожог, ожёг руку, дешёвые товары, жёлтая краска, трудный зачёт, неприятная изжога, жареная печёнка, негритянские трущобы, свиная тушёнка, чёрствый хлеб, короткие шорты.

(162 слова)

2

Сижу за решёткой в темнице сырой (П.). Свинья жёлуди ест, а дуба не примечает (посл.). Добрый жёрнов все смелет (посл.). У кого жёлчь во рту - тому все горько (посл.). Шёпот перешёл в связную речь (Т.). В сенях был слышен осторожный шорох (М. Г.). Бирюк молча взял лошадь за чёлку левой рукой (Т.). И, кажется, вечор ещё бродил я в этих рощах (П.). Две жёрдочки положены через поток (П.). На глубоком месте достают с морского дна прожорливые бакланы рыбу (С.-Щ.). Картины эти - лубочные - дешёвка (Купр.). Ты захлопни дверь покрепче, замок сам защёлкнется (Гайд.). Архип открыл фонарь, Дубровский зажёг лучину (П.). Плешивый щёголь, враг труда… над нами царствовал тогда (П.). Как слог твой чопорен и бледен! (П.). Девочка бережно везла на коленях кошёлочку с яйцами (Леск.). И щёлкнул в первый раз курок (П.). Пришёл к доктору, перевязал мне ожог (М. Г.).

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ И - Ы ПОСЛЕ Ц"

Словарные диктанты

1. Акация, панцирь, нарцисс, сигнализация, дикция, делегация, конференция, традиция, циркуль, цитировать, цирк, цирковой, коллекция, циклон, циклоп, цитрусовые, цинк, цыпленок, цыплята, цыганский, цифра, экспедиция.

2. Милиция, цыганский, репетиция, умницы-разумницы, синицын, сестрицын, у гостиницы, молодцы-храбрецы, операция, революция, традиция, ситуация, птицы, птицын, цилиндр, цистерна, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, лестницы.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с буквой и после ц;

б) с буквой ы после ц.

Школьницы, цыкнуть, пациент, циферблат, цикорий, цифровой, у столицы, цитата, дефицитный, Венеция, цыпочки, медицинский, цинковый, станция, авиация, беглецы, редакция, круглолицый, бледнолицый, официальный, станционный, агитационный, циновка, ресницы, рекомендация, дисциплина, плантация.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор и - ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание).

1. Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыпленок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.

2. Во все времена кузнецы пытались украсить свои изделия.

Большую изобретательность и фантазию они стали проявлять уже при ковке светцов. Так назывались первые осветительные устройства. Наиболее красивые светцы сделаны целиком из железа. Когда вечером в светец вставляли лучинки и зажигали их, то на фоне тёмной избы, такой светец казался пером сказочной жар-птицы.

(По А. Навроцкому)

Контрольные диктанты

В цирке

Огромное здание цирка наполнялось народом. Ребята уселись на свои места и стали рассматривать арену.

Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. На арене появился дрессировщик в цыганском костюме и с медведями. Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. Потом выступали собачки. Они прыгали, играли в футбол. А самая храбрая чёрная собачка прыгнула с парашютом из-под самого купола.

Ещё выступали жонглёры, они работали чётко. А самым последним цирковым номером был "Шар смелости". Отважные мотоциклисты под куполом цирка с большой скоростью мчались внутри громадного цилиндра. С каждым кругом скорость возрастала.

На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из цирка.

(По Н. Носову)

(103 слова)

Светлячок

В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна выкатилась из леса, заглянула в низкое, вросшее в землю окошко. Она осветила циновку на полу и цинковое корыто на стене. Вдруг на столе что-то засверкало. Я долго смотрел на загадочную точку и никак не мог понять, что это такое. Любопытство взяло верх. Я поднялся и подошел к светлячку. На столе лежал термометр.

(По Н.П. Печерскому)

Куцый

Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть раскосые глаза, а на морде всегда улыбка. У Куцего не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого хвоста у него был куцый обрубок.

Принес его к нам в зоопарк охотник.

На новом месте Куцый почувствовал себя как дома. Одна из лисиц хотела его укусить. Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей трепку. После этого она и другие лисицы боялись к нему подойти.

Ухаживал за лисицами дядя Леня. Когда он заходил в клетку, Куцый бросался к нему, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо. Дядя Леня часто ласкал его. Лучший кусочек мяса перепадал Куцему чаще других лисиц.

(По В. Чаплиной)

Задания:

1. 1-й вариант: подчеркните буквы и, у, а после шипящих;

2-й вариант: подчеркните буквы и, ы после ц , обоначая условия выбора орфограммы.

2. 1-й вариант: придумайте и запишите пять слов с буквой и после ц в корне и суффиксе;

2-й вариант: запишите исключения из правила "Буквы и, ы после ц".

3. В роли каких частей речи употребляется слово куцый в тексте?

Рябина

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо тёмного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(А. Смирнов)

Задания:

1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

2. Найдите слова с орфограммой "Буквы и, ы после ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.

3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ПИЩЕВОЙ КОЛЛЕЖ № 33

Методическая разработка дидактического материала

по дисциплине «Русский язык»

по теме: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

2014

Аннотация.

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а также на первых курсах в профессиональном образовании.

Содержание

1 Аннотация…………………………………………………………………………………… 2

2. Содержание………………………………………………………………………………… 3

3. Введение……………………………………………………………………………………. 4

4. Основная часть……………………………………………………………………………... 5

5. Заключение…………………………………………………………………………………. 7

6. Список использованных источников……………………………………………………… 8

Введение .

В соответствии с Государственным стандартом образования главной целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции, которая включает не только устные умения и навыки, но и письмо. Наряду с содержательным аспектом высказывания, важной характеристикой письма является его орфографическая нормированность. Работа над правописными привычками предусматривает формирование орфографической внимательности обучающихся.

Проблема формирования орфографической грамотности легла в основу данной разработки. Кроме того, при составлении диктантов меня волновал вопрос: «Как разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости?»

Поэтому цель данной методической разработки – использование дидактического материала на уроках русского языка с целью фо рмирования орфографической зоркости у обучающихся.

К разработке данного дидактического материала меня подтолкнула идея учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1108, г. Москвы Ивановой Ирины Самуиловны.

Для того, чтобы разнообразить уроки русского языка, в течение нескольких лет я сочиняла шуточные диктанты для своих учеников. Складывая их в отдельную папку, накопила неплохой дидактический материал. Эти шуточные диктанты можно использовать на разных этапах урока. В качестве дополнительного задания можно попросить обучающихся озаглавить или продолжить текст.


Основная часть

Диктант «Мягкий знак после шипящих»

Витька в походе.

Витька решил отправиться с классом в поход. Прослушав напутственную речь мамы, пообещав ей себя беречь, Витька выскочил из дома, прихватив с собой вещь-мешок, лёгкий плащ на случай непогоды и кирпич на всякий пожарный. Сбор был назначен за городом возле заброшенных дач. Когда ребята встретились, на небе сгустилось множество туч, но туристов это не напугало. Путь лежал мимо берёзовых рощ, двух старых кладбищ и поля, где колосилась золотая рожь. Перед грозой кругом стояла тишь. «Увеличьте шаг!» – скомандовал Витька, потому что первые капли уж упали на землю. Всем было невтерпёж добраться до речки и спрятаться от грозы в шалаш. Вдруг сверкнула молния, прогремел гром. С испугу Таня упала навзничь, послышался громкий плач. «Не плачь, слышишь, - говорили ребята, - впереди столетний дуб, там спрячемся.» Дуб был раскидист и могуч. Под его ветвями дети переждали грозу. Когда они пришли на место, погода установилась. Тучи умчались прочь, светило солнце, в речке плескался лещ, предвещая хороший улов. Домой туристы вернулись за полночь…

Диктант «Соединительные гласные в сложных словах. Пол - , полу -»

Витька-кашевар.

Витька – кашевар решил приготовить маме сюрприз. Сперва он обошёл полмагазина и истратил баснословную сумму (около восьмисот шестидесяти рублей) на покупку морепродуктов и полуфабрикатов. Пол-одиннадцатого вернулся домой. Надо поторопиться, потому что мама придёт полчетвертого. В пол-литровую скороварку Витька набрал из водопровода воды и сварил гарнир. Потом запек в духовке до золотисто – коричневой корочки полсёмги, сбрызнув ее соком пол-лимона. При помощи овощерезки приготовил капустно-морковный салат. Теперь можно было сделать получасовой перерыв и посмотреть полуфинал Чемпионата мира по футболу. Пол-России сейчас с учащенным сердцебиением следило за игрой нашей команды… Полчаса пролетели быстро. Вскоре с птицефабрики пришла мама и была приятно удивлена. После вкусного ужина семья устроила чаепитие, заварив душистый зверобой и мяту.

Диктант «О, Ё, Е после шипящих и Ц»

Весенняя прогулка.

На улице уже горячо печёт жёлтое солнце, слышится щёлканье скворцов, на крыше большого дома развевается пунцовый флаг… В этот прекрасный день Витька шёл по жёсткому насту, цокал языком, жевал шоколад и шёпотом напевал песенку про чокнутого чёртика в парчовых шортах. Настроение было мажорное. Поздоровавшись со знакомым врачом Петром Кузьмичом и шофёром Иваном Сергеевичем, мальчик свернул в Усачёвский переулок. Вдруг послышался шорох. От страха мальчонка был почти сражён, ручонки его затряслись. В этот миг он был жалок и смешон. Из-за угла чётким шагом шёл некто в чёрном шёлковом капюшоне, ел крыжовник и что-то нашёптывал себе под нос. Когда они поравнялись плечом к плечу, Витька узнал хорошего знакомого. Страх ушёл, на душе стало снова хорошо. Витька с приятелем провели остаток дня вместе, весело о чём-то болтая, как трещотки... Вечер уже ничем не был омрачён.

Диктант «Буквы А, О в корнях кас - кос, лаг - лож»

Витька на море.

Витька ехал отдыхать на Каспийское море. Вещи были уложены. Билеты, как полагается, куплены заранее. На вокзале он внимательно слушал объявления пассажиров, которые касаются пассажиров. При посадке в самолет его руки кто-то коснулся. Витька покосился в ту сторону и увидел Лёшку. Мальчик и не предполагал, что его друг тоже летит на море. Во время полёта друзья весело болтали, при этом неукоснительно выполняя инструкции бортпроводника. И вот наконец-то море! В прекрасном расположении духа товарищи вышли из самолёта. Ласковый ветерок касался их лиц и трепал волосы. Положившись на носильщика, друзья налегке добрались до отеля. Немного отдохнув в номере под легким пологом, Витька встретился с другом и изложил свой план. По его мнению, весь первый день полагалось провести на море. Так они и сделали, отложив все остальные дела на завтра. Через полчаса ребята расположились на песчаной косе и стали смотреть вдаль. Вдруг на горизонте показалась касатка, весь пляж оживился. Неожиданно начался тропический косой ливень, все кинулись в отель. В тот день друзья долго не ложились спать, делились первыми впечатлениями.

Диктант «Междометия и звукоподражательные слова»

Витька на каникулах.

Витька вышел во двор. «Эх, хорошо-то как!» - подумал он, потягиваясь. «Тук-тук-тук,» - это дятел искал личинок в старой черёмухе. «Ку-ка-ре-ку!» - откликнулся на заборе петух. «Ко-ко-ко!» - заторопились курочки к своему вожаку. «Цыц! Пошли отсюда!» - прикрикнул на них Витька. Из дальнего угла послышалось сладкое «хрю-хрю». Поросёнок лежал в луже и наслаждался прохладой. «Динь-динь-динь,» - доносился из поля дальний звук колокольчика. «Ох, боже мой! Куда он подевался?» - охала бабушка, спускаясь с крыльца. Она всё утро разыскивала Витьку, чтобы дать ему поручений на день. «Крышка! Надо прятаться!» - мелькнуло в голове мальчика. Через мгновение он исчез за сараем. «Тс-с-с-с, не выдавай меня,» - шепнул он подбежавшему к нему Шарику. «Полно! Дай мальчонке отдохнуть,» - вступился за Витьку улыбавшийся дед, наблюдавший за происходящим из окошка.

Диктант «Буквы Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласную.»

Витька-вратарь.

Небезызвестный всем Витька попал в больницу. Предыстория была такова. Учитель физкультуры Иван Иванович предложил сыграть в футбол с параллельным классом. Игра обещала быть сверхинтересной, однако среди безынициативных одноклассников никто не хотел быть вратарём. После долгих розысков Иван Иванович уже начал было от безысходности складывать спортинвентарь, но тут вратарь отыскался. Им стал Витька. Мяч разыграли, матч начался. Но доиграть его не пришлось…Витька изысканным движением направил мяч в центр поля, но не рассчитав силы, упал, сломав при этом ногу. Суперигра была отложена до полного выздоровления вратаря.

Заключение

Надеюсь, данный дидактический материал поможет разнообразить уроки русского языка, направленные на развитие орфографической зоркости, а также послужит другим преподавателям русского языка отправной точкой для работы над данной темой.

Добавлю, что в качестве самостоятельной работы можно попросить обучающихся самим составить подобный диктант, используя слова на изученную орфограмму. Эта работа будет способствовать развитию не только орфографического внимания, но и творческого воображения, а также поддержит интерес обучающихся к урокам русского языка.


Список использованных источников

1. В свои висячие дворцы летят хозяева скворцы. Последний снег не страшен. «Ну здравствуй, здравствуй, друг скворец. Давно починен твой дворец». (В. Соколов.) 2. Посмотрите, ученицы, на стене висят таблицы. Здесь и цапли, и синицы, и лисицы, и куницы. 3. Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то - умница! 4. В цирке были дрессированные собаки и кошки. 5. Из-за недостатка витаминов моряки болели цингой. 6. Отец привез детям гостинцы. 7. Цыгане - народ индийского происхождения. 8. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта. 9. Первые официальные соревнования по прыжкам в высоту были проведены в 1864 году в Англии. (88 слов)

Словарный диктант

Морские границы; новые гостиницы; редакция газеты; геологическая экспедиция; нефтяная цистерна; идти на цыпочках; круглолицый мальчик; темные ресницы; юные проводницы; старые улицы; последняя цифра; светящийся циферблат; мощный циклон; быстроногие зайцы; куцый щенок; соленые огурцы.

Загадки. 1. Длинноногие сестрицы вышли в поле на лужок. Словно снег у них ресницы и как солнышко глазок. 2. Пятерка братьев неразлучна. Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором. 3. Он циркач такой лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и - ни шагу. (79 слов)

(Отгадки. Ромашки. Пальцы. Циркуль.)

Контрольный диктант

I. 1. Сажать деревья - добрая старая традиция. 2. И море, и буря качали наш челн. (Тютч.) 3. Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют. (П.) 4. Песня росла г. разливалась. (Т.) 5. Пословицы и поговори - это краткие выражения народной мудрости.

II. 1. Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова». Значит, на него можно положиться. 2. На складе были мешки ржи и пшеницы. 3. Пищевая промышленность - это отрасль народного хозяйства. 4. Самолеты медицинской службы перевозят врачей и больных. 5. Шомпол - это стержень для чистки ствола оружия 6. Шорты - это род коротких брюк. 7. Жонглер - цирковой артист, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. 8. Я располагаю точными данными. (91 слово)

(По В. Драгунскому)

(143 слова)

Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.

Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков.

Горностай - ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

(По А. Тамбиеву)

Графические задания:

1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова". Объясните выбор написания.

2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

8. Мы повесили в классе репродукцию картины Васнецова "Аленушка".

Контрольный диктант

Любимые сказки

"Скажите, кто любит сказки?" - обратился однажды к ребятам Корней Иванович Чуковский. Было это в Переделкине, у него на даче, где писатель ежегодно устраивал для детей праздничный костер. Лес рук поднялся кверху.

С самого раннего детства человек встречается со сказкой и очаровывается сказочным миром. Глубокая народная мудрость сказки всегда привлекала людей. В сказке, как правило, торжествует справедливость и добро, храбрость, ум, смелость, а трусость, глупость и жадность высмеиваются.

Так было в волшебной сказке Ш. Перро "Золушка", где трудолюбивая и бескорыстная Золушка побеждает тупость и жадность мачехи и её своенравных дочерей. В "Красной шапочке" простые люди расправляются с хитрым Волком, образ которого олицетворяет собой жестокость и коварство.

(По И. Боронецкому)

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ Е иИ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Словарные диктанты

1. В изложении, об армии, на территории, у фамилии, о лекции, на экскурсии, по электростанции, о сочинении, о Валерии, к Марии, без Лидии, в предложении, в гербарии, в планетарии , в растении, без артиллерии, в заявлении, о решении.

2. Об условии, на собрании, на занятии, в развитии, без редакции, на фотографии, в направлении, в произведении, в восхищении, в отдалении, в ученье, на открытии, в композиции, о резолюции, в предложении, в предписании, в окончании.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с окончанием в предложном падеже;

б) с окончанием в предложном падеже.

mob_info